Областное автономное учреждение социального обслуживания «Парфинский комплексный центр социального обслуживания населения»
Утверждаю:
Директор ОАУСО «Парфинский КЦСО» _____________ О.И.Парфёнова Приказ № 187 от 07.05.2019 |
Комплексная
дополнительная общеразвивающая программа
«Наши руки не знают скуки»
Возраст детей: от 3 до 6 лет
Срок реализации программы: 1 год (34 часа)
Направленность программы: художественная
Автор программы: Терентьева Ольга Васильевна, специалист по социальной работе
|
2019 год
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Социальный статус детей в отделении социального приюта определяется тем, что все воспитывались в семьях «группы риска». Состав группы неоднороден, в неё входят дети с разными нарушениями развития, большую часть составляют дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития: дети с нарушениями речи; дети с легкой задержкой психического развития; педагогически запущенные дети; дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, тревожность, нарушения сна, аппетита, психическая напряженность) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушения интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики и др.); дети с нарушенными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания); дети с неврозами. По результатам первичной диагностики у 80 % детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего, что свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Опыт работы и характеристика воспитанников учреждения подтверждают актуальность выбранной темы. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается мелкая моторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитой мелкой моторикой быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей, увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать, у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память.
Ценностно-целевые ориентиры, составляющие основу разрабатываемой программы, заложены в следующих нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»(п. 3 ч.1 ст.3, ст. 75);
Постановление правительства РФ от 24.11.2014 №1236;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Федеральный Закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ Стандарт предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в стационарной форме социального обслуживания;
Постановление Правительства Новгородской области от 05.12.2014 г. №596 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщикам, социальных услуг на территории Новгородской области»;
Постановление 09.02.2015 г. №8 об утверждении САНПиН 2.4.32.59-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Концептуальные основы разработки программы
Одно из общепринятых в науке определений понятия «мелкая моторика» звучит следующим образом: это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправдано тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка. И представители отечественной науки, и зарубежные ученые сходятся во мнении, что развитие мелкой моторики у детей от рождения и до школьного возраста чрезвычайно важна для развития личности, дальнейших умений социализации, поскольку всеми признаётся прямая взаимосвязь между движениями пальцев и кистей рук и речевыми навыками ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Основными показателями развития мелкой моторики являются графическая деятельность, произвольная регуляция движений.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей был подобран ряд методик: методика Венгер Л. А., позволяющая отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков; Эльконин Д. Б, методика «Графический диктант», позволяет определить уровень развития произвольной сферы ребенка.
В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
- Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Учёными (В. М. Бехтерев, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) доказано, что с анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Следствие слабого развития общей моторики, в частности руки – общая неготовность большинства современных детей к письму.
Крайне важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Учителя отмечают, что обучающиеся первых классов часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом.
При работе над программой изучались различные методики преподавания, такие как «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания» Р. С. Буре, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. В психолого-педагогической литературе проблема развития мелкой моторики рассматривается в разных аспектах и для разных групп детей (с нарушением интеллектуального развития, с нарушениями речевого развития), но представляемые исследователями подходы носят обобщенный характер, не раскрывающий особенности развития мелкой моторики детей в конкретном учреждении, все они разработаны для ДОУ.
Новизна программы заключается в создании условий для развития мелкой моторики у воспитанников социального приюта 3- 6 лет, разработке учебно-тематического плана, критериев оценки и диагностики навыков воспитанников.
В отличие от других программ, в данной разработке учитываются особенности конкретного учреждения: разновозрастность группы; краткосрочность пребывания детей; незанятость воспитанников данной возрастной категории в общеобразовательных учреждениях.
Целью программы по ручному труду является развитие мелкой моторики у воспитанников.
Задачи:
- Анализ литературы по теме.
- Отбор содержания.
- Создание условий для развития мелкой моторики.
- Разработка критериев оценки и диагностики.
- Внедрение программы в практику учреждения.
Логика построения содержания программы связана с проведённым анализом литературы по данной теме
Программа состоит из 4 разделов:
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование из бумаги
- Конструирование из природного материала
Способы обучения: групповой, индивидуальный.
Формами обучения являются теоретические и практические занятия.
Методы и приемы работы:
— мотивационный (убеждение, поощрение);
— проблемно-поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
— метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
—эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
-исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.
В качестве принципов обучения выступают: принцип доступности, добровольного участия, систематичности и последовательности, наглядности и развивающего обучения.
Основной вид деятельности – художественное творчество.
Категория обучающихся: воспитанники учреждения 3-6 лет.
Срок обучения: 1 год.
Объём курса 34 часа
Направление: художественное.
Организация занятий: первая половина дня, 1 час, один раз в неделю.
Ожидаемый результат работы по программе
Показателями оценки результатов развития мелкой моторики являются оценка графической деятельности и произвольной регуляции движений.
Результативность апробации программы проявляется в повышении уровня развития графической деятельности, произвольной регуляции движений у воспитанников, которое отражается в таблице результатов диагностики.
Учебно-тематический план занятий по программе
«Наши руки не для скуки».
№ | Раздел | Кол-во часов | В том числе | форма контр. | |||
теор | Практич. | самост | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | |||||
2 | Аппликация | 10 | |||||
3 | Лепка | 8 | |||||
4 | Конструирование из бумаги | 10 | |||||
5 | Конструирование из природного материала | 4 | |||||
6 | Итоговое занятие. | 1 | |||||
ИТОГО: | 34 |
Каждое занятие включает в себя разминку (пальчиковая игра, прил. №1), теоретическую и практическую части (Перспективный план, прил №2).
Оценочные материалы.
Формы предоставления результатов работы программы.
- Открытые просмотры занятий;
- Выставка работ детей;
- Проведение диагностики у воспитанников 1 раз в 3 месяца, результат отразить в таблице:
№ п/п | ФИО
воспитанника |
Уровень, количество баллов, динамика. | ||
Первичная диагностика | 3 месяца | 6 месяцев | ||
Методическое обеспечение
В процессе работы по настоящей программе можно использовать информационно- методические материалы, имеющиеся в учреждении
— литература по разделам «оригами», «поделки из природного материала»
, -методическая литература из прилагаемого к программе списка.
-Подготовлен набор дидактического материала для проведения учебных занятий (трафареты, шаблоны, заготовки.)
Техническое оснащение:
Помещение, оборудованное:
— столами;
— стеллажами, стендами для размещения работ;
— шкафами для размещения материалов.
Материалы и инструменты:
Ножницы, клей, нити, кисточки, пуговицы, бусины, цветная бумага и картон, акварель, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др. разделочные доски бумага офисная, цветная бумага офисная, белая бумага, цветная, гофрированная, картон белый большой (ватман), мука, крупы.
Список литературы
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ниток и пряжи /А. А. Анистратова, Н. И. Гришина, М.: учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010г.- 73 с.
- Белякова О. В., Щеглова А. В. Волшебная бумага, или бумажные фокусы/ О.В. Белякова, А.В. Щеглова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.- 256 с.
- «Бумажная пластика. Конструирование» «Издательство «Какрапуз», 2002г. – 16 с.
- «Волшебные полоски».-Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; 2009г.- 31 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
- Гусева И. Соленое тесто. Лепка и роспись/И. Гусева.- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2005г.-152 с.
- «Детство» Программа развития и воспитания по образованию детей в детском саду. Программа разработана коллективом: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт СПб.: «Детство-Пресс» 2001г. 3-у издание. – 244с.
- Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 112 с.
- Дмитриева В. Г., Новиковская О.А. 500 развивающих игр от тех до шести/В.Г. Дмитриева, О.А. Новиковская.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г. – 174 С.
- Дубровская Н. В. Подарки для мамы/ Н.В. Дубровская.- Серия «Праздник».- Спб.: «Детство-Пресс», 2010г. – 56 С.
- Кулакова М. Цветы из бумаги: Техника. Приемы, Изделия: Энциклопедия/Л. Кулакова М.: «Аст-Пресс Книга», 2007г. – 144 с.
- Линд Х. Бумажная мозаика/ Х. Линд ООО «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г. Пер. с нем. М.Б. Тереховой. — М.: Айрис—пресс, 2007. — 32 с. + вклейка 16 с. — (Чудесные фантазии).
- Лыкова И. А. Неужели из бумаги? Азбука аппликации/ И.А. Лыкова ООО «Карапуз-Дидактика», 2007г. – 86 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой -3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
- Салагаева Л. Объемные картинки. Учебно-методическое пособие для дошкольников/ Л. Салагаева — Спб.: Детство-Пресс: 2010г. – 64 с.
- «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004г.
- Сухаревская О. Оригами для самых маленьких/О. Сухаревская.- М.: Айрис-Пресс, 2008г. — 152с.
- Чибрикова О. В. Азбука соленого теста/О. В. Чибрикова.- М.:Эксмо, 2008.-144 с. (Азбука рукоделия).
Приложение №1
Пальчиковые игры.
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!
Замок
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
Листопад
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.
Колокольчик
Динь-дон, динь-дон, Тыльные стороны рук обращены вверх,
Что за странный перезвон? пальцы обеих рук скрещены. Колокольчик здесь звенит Средний палец правой руки
Язычком он шевелит, опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с пальцем левой руки.
Жук
Жук летит и жужжит, и усами шевелит: Руки в кулак, указательный и «Ж – ж – ж – ж – ж…….» мизинец – вперед. Это – усы, мы ими шевелим.
Шарик
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются
Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,
Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,
Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.
Стал он тонкий и худой.
Приложение №2
Диагностические задания.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу «Начали!», начни рисовать прямые линии, когда я скажу «Стоп!» — закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.